Учебная деятельность

Условия реализации образовательной программы детского сада № 2

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе.

Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право, самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ.

При разработке программ мы опирались на теоретические и практические исследования воспитателей и психолога, отбирая те из них, которые способствуют нашим взглядам на приоритетное направление  дошкольного воспитания и обучения на современном этапе.

Основной программой, реализуемой в детском саду и обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса, является усовершенствованная и доработанная с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования примерная  программа  по ред. Н.Е.Вераксы «От рождения дошколы» и является комплексной образовательной программой.

Представленное содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста разработано на основе классической и современной дошкольной педагогики.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастные периода физического и психического развития детей:

  1. ранний возраст — от рождения до (первая и вторая группы  раннего возраста),
  2. младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшая группы),
  3. средний возраст  — до 5 лет (средняя группа),
  4. старший дошкольный возраст  — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Все возрастные группы имеют идентичную структуру, кроме групп раннего возраста. По мнению авторов особенности детей раннего возраста требуют иного режима,  соответствующего возрастным особенностям. Это определяет структуру программы для  групп раннего возраста.

Структура программы  с первой младшей до подготовительной группы:

  1. Возрастные особенности.
  2. Задачи, которые решаются в каждом разделе.
  3. Примерный режим дня.
  4. Разделы программы:
  • Физическое воспитание,
  • Умственное воспитание,
  • Нравственное воспитание,
  • Трудовое воспитание,
  • Художественная литература,
  • Художественно-эстетическое воспитание,
  • Музыкальное воспитание,
  • Культурно-досуговая деятельность,
  • Игра,
  • Примерный перечень основных занятий на пятидневную неделю.

В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения была проведена следующая работа:

  1. Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам.
  2. Изучение раздела «Развивающая предметная среда».
  3. Подбор методического и дидактического материала по данной программе.
  4. Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе.
  5. Проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы.
  6. Консультации и открытые мероприятия для родителей.

Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В МБДОУ осуществляется разностороннее развитие для детей от 3 до 7 лет. Функционируют две разновозрастные группы для массового пребывания детей – 12-ти часовые, и группа кратковременного пребывания (консультативный пункт).

Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, выполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребёнка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры ( представление, знание, мораль, искусство, труд).

У детей,  занимающихся в МБДОУ, по программе формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношений с окружающими. Так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе МДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции – понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников.

В нашем детском саду присутствие в период адаптации, на занятии, на утреннике, досуге одного из близких взрослых людей (мамы, папы, бабушки) является традиционным (согласно Договора между детским садом и родителями). Параллельно с получением образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости, опять же с раннего возраста, когда формируется ВСЁ. Программа учит и самоорганизованности (формируется предпосылка на всю жизнь к организованности своей деятельности, учёбе, работы). Дети легко и свободно общаются. Систематическое посещение занятий по программе МБДОУ, ведёт к реализации ВСЕХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗАДАТКОВ каждого ребенка.

Учитывая эти закономерности, реализация программы проходит по следующим схемам:

  • ПЕДАГОГ-ДЕТИ
  • РОДИТЕЛИ – ДЕТИ
  • ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛИ.

При такой организации детской деятельности мы можем установить развивающее значение сотрудничества (или «интеллектуального подражания») в умственном развитии, так как, то, «что ребёнок может сделать самостоятельно, без всякой помощи со стороны, показательно для уже созревших его способностей и функций.

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития.

Педагоги не перегружают детей, а доставляют им удовольствие, прививают любовь к получению знаний. Не довлеют над детьми, всё исходит от детских желаний. Благодаря образовательной программе МБДОУ ребенок получит большое преимущество в развитии, которое поможет ему в его дальнейшей жизни.

Таким образом, педагогическое мастерство каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, который достигнет ребёнок и степень приобретённых им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьёй стремятся сделать счастливыми детство каждого ребёнка.

Это и является основополагающей задачей детского развития в программе МБДОУ.

Комментарии запрещены.

Наша эмблема
Погода